Пятница
20.07.2018
19:35
Вы вошли как Гость Группа "Гости"
 
МБДОУ № 93 г. Кемерово
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие креативного воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Развитие креативного воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

 

О.А.Леонова

старший воспитатель

г. Кемерово, Кемеровская обл.

 

 

 "Художественно-эстетическое воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве."

В. А. Сухомлинский

Вы никогда не задавались вопросом, почему название учреждения для маленьких детей содержит слово САД? Метафора сада возникла не случайно. Малыши, словно редкие капризные цветы, нуждаются в благоприятных, специально организованных условиях: щедром удобрении (от слова «добрый»), прививках массы полезного и оберегании от вредного. Дети в обществе растут и развиваются не стихийно — мы, взрослые, стараемся бережно «выращивать» и развивать любимых чад.

Не секрет, что возраст с 1 года до 7 лет (возраст воспитанников детского сада) — уникален. Именно в это время — не устают повторять психологи, физиологи и педагоги — закладывается фундамент ВСЕГО: знаний, умений, навыков, нравственных, культурных и социальных норм.

Но современный мир слишком многообразен и подвижен, чтобы можно было пустить на самотек этот чрезвычайно важный процесс.

Коллектив педагогов и воспитателей муниципального дошкольного образовательного учреждения № 93 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» придерживается мнения, что воспитание — это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным — «питание красотой». Здесь большое место отводится изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности, хореографии, развитию речи детей и игре.

Большие и сложные проблемы социального прогресса нашего общества ставят современного человека перед необходимостью овладения навыками глубокого эффективного и дивергентного мышления.[1] Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на воспитателя, способствующего формированию творческого потенциала личности. В системе образования до сих пор преобладает мнение, что для повышения эффективности обучения и воспитания главными являются профессиональное  мастерство, правильное построение технологий. Несомненно, это необходимое условие, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда воспитанники примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения.

В – веселый,

О – образованный,

С – сердечный,

П – приветливый,

И – интеллектуальный,

Т – творческий,

А – артистичный,

Т – тактичный,

Е – естественный,

Л – ласковый,

Ь – мягкий человек!

Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.

Разработанное  пособие может позволить совместить в единое целое процесс решения двух важных задач современного образования. Это повышение теоретических знаний педагога и, одновременно, развитие личностных характеристик участников в сторону большей креативности, конструктивности, глубины и системности мировоззрения. В этой связи содержание и порядок конкретных мероприятий определяется в процессе непосредственной работы с учетом особенностей педколлектива.

Цель. Развитие креативного потенциала всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Задачи.

  Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, а именно:

— создать условия для овладения педагогами теоретических знаний, методов и принципов развития креативного потенциала детей;

— развивать творческое мышление педагогов, способность принимать ответственные независимые и продуманные решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

— стимулировать самостоятельное творчество педагогов, целеустремленность и настойчивость, способности к риску, мобильность;

— развивать у педагогов способность генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих идей на практике, быть готовым к инновациям;

- создать условий для развития информационной и рефлексивной[2] культуры, коммуникативных способностей, толерантности;

- поощрение стремления педагогов реализовать себя полностью в личностном и профессиональном плане.

• Развивать креативное начало в дошкольниках, а именно:

-  создать в группах уголки творчества, для реализации индивидуальности каждого ребенка;

  • привести в систему научно-методическую базу развития креативности детей (дидактические материалы, методические пособия, игры и т.д.);

  • систематизировать и обобщить целенаправленную  работу методической службы ДОУ по развитию креативного потенциала дошкольников;

  • внедрить различные формы сотрудничества с учреждениями науки, культуры и искусства по развитию креативных способностей детей.

• Создать единую систему мониторинга развития креативности (анкетирование, тестирование, программы наблюдения) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей, детей).

• Выстроить необходимую связь взаимодействия детского сада и семьи в развитии креативного потенциала дошкольников.

• Участвовать в мероприятиях районного, городского масштаба  для пропаганды опыта работы педколлектива по развитию креативности дошкольников.

Таким образом было создано Методическое пособие для развития креативного воображения дошкольников.

Мы стараемся как можно больше проявлять инициативу, поддерживать творческие порывы, в поисках наиболее эффективных средств и приёмов в эстетическом воспитании детей, с использованием народных сказок, потешек, поговорок, предметов быта и народных традиций.

Представьте, перед вами «Русская горница»-расписная русская печь, на ней чугунки, ухваты и утюги. На полках глиняная посуда, а вокруг — лавки, столы, люлька, колодец и др. И это не сказка, а быль. Здесь дети приобщаются к истокам русской национальной культуры, к традициям русского народа.

Большой популярностью у младших дошкольников пользуются занятия, развлечения, народные праздники, проводимые в фольклорно-этническом центре «Русская горница», где детей встречают бабушка, кошечка и собачка. На фоне народной музыки, колыбельных песенок дети имеют возможность покачать в люльке «доченьку», заглянуть в русскую печь, испробовать бабушкиного блинчика. Дети приобретают не только новые знания о жизни и быте людей, усваивают основные понятия: добро и зло, честь и бесчестие, прекрасное и безобразное, но и учатся формировать собственное отношение к ним.

Работая в художественно-эстетическом направлении, педагоги нашего детского сада применяют в работе с детьми те методы и приемы воспитания, которые не подавляют личность ребенка, а пробуждают фантазию и воображение.

Коллектив любит искусство и старается привить эту любовь воспитанникам. Знаете, почему родилось искусство? Потому, что человек не может воспринимать мир одним лишь умом, его необходимо воспринимать сердцем и чувствами.

Рисование — самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый этап выражения своего отношения к окружающему миру.

Дети нашего детского сада знакомятся с различными видами этого искусства, жанрами, учатся понимать красоту, выразительные средства. Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств, обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, пространственной ориентации, овладения средствами выражения собственных замыслов, впечатлений, переживаний, формирования художественного вкуса.

Рисунки и поделки детей отличаются фантазией, яркостью. Детские работы используются для оформления интерьера детского сада: постоянно действует выставка рисунков в помещениях и группах детского сада.

В нашем ДОУ создана театральная студия «Гвоздичка». Руками педагогов, родителей, детей изготавливаются атрибуты к различным спектаклям, декорации, куклы, костюмы. Сочетание индивидуального и совместного творчества детей и взрослых способствует личностному развитию детей, их сотрудничества, воображения, положительного отношения друг к другу.

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка занимает особое уникальное место в воспитании детей в нашем ДОУ. Она, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

На хореографических занятиях в нашем ДОУ педагоги учат детей не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление, фантазию, способствуют гармоничному пластическому развитию, формируют правильную осанку, дают представление об актерском мастерстве.

Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения строит свою работу в единой системе взаимодействия: дети-родители-сотрудники, что обеспечивает, с одной стороны, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, а с другой стороны, помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Мы рады видеть вас и ваших детей!

 



[1] Особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества. А.А. Реан.

 

[2] Рефлексия (обращение назад) – форма деятельности человека, направленная на осмысление своих действий; способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Категория: Мои статьи | Добавил: luk (27.02.2014)
Просмотров: 2647 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Управление образования г. Кемерово